Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем, а в народе — Красной горкой.
Необычное для церковного календаря название Антипасха — это не противоположность Пасхи, а обращение к прошедшему празднику, его повторение. Первое упоминание об Антипасхе встречается в антиохийских «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (400 год). По действующему Иерусалимскому уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя сам день к таким не причислен.
Явление апостолам
Церковь в этот день вспоминает два явления воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое случилось вечером на Пасху, тогда Христа видели только десять апостолов.
Среди них не было Фомы.
Когда ученики рассказали ему о Христе, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
На восьмой день после Воскресения Господь явился Фоме и показал ему Свои раны. В Евангелии не говорится, действительно ли Фома «проверял» раны Христа, но он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами апостол исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Антипасха — это не противоположность Пасхи, а обращение к прошедшему празднику.
Жизнь в вере
Святой апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Он активно проповедовал в индийском городе Мелиапора (Мелипура), где в Христа уверовали сын и супруга правителя города, которому это не понравилось. Он приказал заключить Фому в темницу. Его жестоко пытали и в конце пронзили пятью копьями, после чего апостол умер. Источники сообщают, что это случилось либо в 68, либо в 72 году. Его мощи пребывали в Индии до IV века, но и после перенесения их в Эдессу место погребения апостола почиталось как святыня.
В 1293 году его посетил Марко Поло и назвал местных жителей «христианами апостола Фомы».
Адаптация традиций
Христианство адаптировало народные календари, и Красная горка стала отмечаться в первое воскресенье после Пасхи. Откуда пошло такое название, неизвестно. Возможно, от обычая в этот день красиво — красно — наряжаться и красить яйца, или же от подсохших и прогретых пригорков, на которых веселилась молодежь. В этот день славяне собирались на возвышенности затемно и встречали восход, славя красное солнце — Ярилу, который считался богом весны и расцвета всех жизненных сил.
Начиная с Фоминого воскресенья православная церковь возобновляет совершение таинства венчания.
Исторические источники указывают, что на Руси на Красную горку, устраивали больше всего свадеб, гуляний и обрядов сватовства.
Народные приметы
На Антипасху принято было устраивать гуляния и веселиться. Считалось, что тех, кто в этот день сидел дома, в скором времени ждали неудачи.
Женихи в этот день обливали водой свою избранницу, но если парень не посватается после такого обливания, этим он опозорит девушку.
Если вы хотите сохранить красоту и молодость, то в этот день нужно умыться дождем, причем обязательно при блеске молний.
Если вы планируете свадьбу и хотите жить счастливо и долго, женитесь непременно на Красную горку.
Настя Иванцова