Отправляясь на рынок или в магазин, помните, что нужно быть внимательными, ведь некоторые продавцы могут пытаться заработать на вас гораздо больше, чем вы ожидаете. Мы расскажем как распознать обман покупателей, не переплатить за покупки и принести домой только качественные и свежие продукты.
Продукты с сюрпризом
Распространенные виды обмана — продавать несвежие продукты или увеличивать их вес.
Обман
Замороженную еду, особенно морепродукты, продают в толстой глазури изо льда, и товар после разморозки теряет до 20 % веса.
Что делать
Не забывать, что свежая рыба по цене все равно выгоднее, чем более дешевая, но «запечатанная» в ледяную корку.
Обман
На переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, а свежий прячут вглубь полок.
Что делать
Смотреть на дату выпуска, выбирать товар не в первом ряду, а дальше.
Обман
Под товаром располагают ценник от такой же продукции, но меньшего веса или объема (например, на полке стоят бутылки пива по 0,5 л, а ценник — для 0,33 л).
Что делать
Внимательно читать всю информацию на ценнике.
Обман
Палка копченой колбасы, провисевшая в торговом зале 2-3 дня, теряет в весе, и покупатель переплачивает за нее от 5 грн.
Что делать
Попросить продавца перевесить колбасу на контрольных весах, при этом обрезав веревочку с биркой, хвостики и металлические пломбы. Если он откажет, можно вызвать администратора.
Обман
Иногда на полках можно заметить просроченный товар.
Что делать
Если вы в спешке купили такую продукцию, принесите ее обратно в магазин и покажите продавцу чек — вам обязаны вернуть деньги или обменять ее на свежую.
Обман
Если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату.
Что делать
Покупать продукты с выдавленной, а не «нарисованной» датой изготовления.
Неправильные цифры
Самые популярные методы обмана на рынке — обвес и обсчет. Чтобы добиться своей цели, продавцы могут разворачивать весы, убирая их из поля зрения покупателя, или, имитируя спешку, начать считать стоимость товара, пока стрелка не остановилась. В электронных весах могут установить начальное значение, а под чашу механических подложить магнит, прикрыв его тряпкой. Могут «прятать» подальше от вас калькулятор или забивать в его память цифру, которая будет незаметно прибавляться к сумме.
Или неправильно дать сдачу — как будто с меньших купюр (например, со 100 грн — как с 50 грн).
Считаем сами
Когда совершаете покупки, старайтесь не отвлекаться. При необходимости попросите продавца развернуть весы и обращайте внимание на цифру, когда товар снимают с них — показатель должен быть нулевым. Можно брать с собой безмен и калькулятор или перевешивать товар на контрольных весах, которые должны быть на каждом рынке и в магазине. Будьте внимательны и при подсчете сдачи.
В магазинах проверяйте чек, не отходя от кассы.
Защищаем свои права
Если вас обвесили или продали несвежий товар, отказавшись менять его или возвращать деньги, необходимо обратиться к администрации рынка или магазина.
Не можете добиться справедливости — требуйте книгу жалоб.
В магазинах она должна висеть в «Уголке покупателя» на видном месте, и вы можете взять ее, никого не спрашивая. Записывая жалобу, укажите свой номер телефона и адрес, по которым в течение 15 дней вам должны ответить. Если ответа не поступило (в том числе вы не обнаружили его в самой книге), можно написать жалобу повторно, указав, что ваш запрос оставлен без внимания.
Или позвонить в Общество защиты прав потребителя, телефон которого указан в том же «уголке».
В этом случае владельцам сулит серьезная проверка, и если, к примеру, окажется, что продавали просроченный товар — предпринимателя оштрафуют на 200 % стоимости остатка продукции.
Главное — вовремя
Самые свежие и дешевые продукты можно купить на рынке рано утром у сельских жителей. Лучше всего познакомиться с ними и стать постоянным клиентом. Но помните, что они приезжают рано утром и зачастую спешат на автобус.
И если упустить момент, то уже через час вы будете брать те же молоко и сметану у перекупщиков, но вдвое дороже.
Старайтесь также не покупать товар вечером, ведь продавцы, зная, что особого выбора у клиентов нет, могут устанавливать завышенные цены на продукты, которые к этому времени уже не такие и свежие.
Ирина Кравцив