С того момента, когда малыш начинает передвигаться по комнате и дотягиваться до разных интересных предметов, мамы ломают голову: как объяснить ребенку, что такое «нельзя»?
В первые месяцы жизни у новорожденного нет сомнений в том, что ему все дозволено. Мама бежит по первому зову, мокрые памперсы мгновенно меняются, упавшую игрушку кто-то поднимает. К его услугам — весь мир.
Дневник исследователя
Когда же ребенок встает на ножки и начинает исследовать комнату, а затем квартиру и двор, вдруг выясняется, что есть много таких мест, куда ему не положено ходить.
Розетка, мамина косметика, обувной крем, кошкин туалет, собачья миска — все это дико интересно и притом нельзя.
Каждая мама решает эту проблему по-своему. Одна не пускает ребенка вообще никуда — так безопаснее. «В лужу не смей!», «Кошку не трогай!», «К столу не подходи — там чайник!». Но если ребенку подрезать крылья, убивая в нем исследовательский инстинкт, вы либо столкнетесь с бунтом, либо получите вялое инфантильное «растение».
Другая мама время от времени рявкает: «Нельзя!», с неохотой оторвавшись от телефонной беседы с подругой, но за выполнением команд следит невнимательно. Результат: малыш не понимает, что на самом деле можно, а что нет, вырастает либо неуверенным в себе невротиком, либо манипулятором, который учится извлекать выгоду из маминого настроения.
Стыд и смех
Чтобы нормально развиваться, ребенок должен четко понимать, где граница дозволенного. «А как же в Японии, где все можно?», — скажет любая продвинутая мама. Действительно, до 5-6 лет японский ребенок не знает слова «нельзя».
Мамы делают все, чтобы малыш был доволен, стараясь предугадать его желания, никогда не повышают голос.
Но всегда предостерегают: «опасно», «грязно», «плохо». И ни на минуту не оставляют детей без присмотра.
Если ребенок упорствует, у мамы есть инструмент давления. Чуть ли не с рождения детям внушают, что самое плохое — это оказаться в стыдном или смешном положении. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться» — безотказный аргумент.
Лениться и капризничать, кстати, тоже стыдно.
Светофор свободы
Японский опыт на нашей почве применять трудно, да и нет смысла — наша культура гораздо более индивидуалистична. Известный психолог Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» предложила в помощь мамам четыре цветовые зоны поведения ребенка.
Зеленая зона — все, что разрешено ребенку по его собственному усмотрению. Например, выбирать игрушки, друзей, рыбу или котлету.
Желтая зона — относительная свобода в рамках правил. Можно ходить по лужам, но в резиновых сапогах, можно смотреть мультики, но только полчаса, можно гулять во дворе, но на дорогу ни-ни. Эта зона помогает ребенку научиться самодисциплине и понять смысл ограничений.
Оранжевая — зона исключений, редких и оправданных обстоятельствами. В день рождения можно больше сладкого, в Новый год — поздно лечь, а если приснился страшный сон, можно прийти в мамину кровать.
Красная — категорически запрещено. Обычно речь идет о причинении вреда себе и другим: играть со спичками, бить кошку или других детей, стоять на подоконнике. Очень важно, чтобы у всех взрослых членов семьи эти «нельзя» совпадали, иначе у малыша появится почва для капризов и манипуляций.
Горячо-холодно
- Слова «нельзя», «не трогай», «не ходи!» стоит заменить словами «опасно», «горячо», «больно», «иди ко мне» и пр. Лучше избегать частицы «не».
- Объясняйте ребенку, даже самому маленькому, причины запрета.
- Будьте последовательны и не сдавайтесь, когда он капризничает или канючит.
- Дайте ребенку право выбора: «Нельзя с большой горки, но можно с маленькой».
- Обезопасьте квартиру (заглушки на розетки, поменьше острых углов, замки везде, где нужно).
Ольга Воронцова