Сегодня, 12 марта, должна была состояться всеукраинская премьера фильма Михаила Ильенко «Толока», но в Украине был объявлен карантин из-за коронавируса, и все киносеансы были отменены.
Несмотря на это, корреспонденту «Советnews» удалось побывать на допремьерном показе в кинотеатре «Киевская Русь», и он готов поделиться с вами своими впечатлениями от фильма.
Идея толоки
Идея создания фильма у Михаила Ильенко возникла еще 53 года назад, когда они с братом Юрием Ильенко отдыхали в селе Бучак на берегу Днепра.
«Посмотри вот на эту старую хату, знаешь, в нем сохранилась большая тайна украинской неистребимости – толока. Когда что-то не случилось с домом, люди не расстраивались, они знали, что всегда рядом есть глина, вода, камыш и будет толока. На толоку собирались всем селом, и вскоре рядом с разрушенным домом появлялся новый дом, — сказал мне тогда Юрий.
Михаил Ильенко долго искал художественное выражения толоки: в литературе, в картинах, но так и не нашел ничего. Идея создания фильма появилась, когда он прочитал небольшую романтическую балладу Тараса Шевченко «У тієї Катерини хата на помості». Кстати, это картина стала первой масштабной экранизацией произведений Кобзаря.
Правда, если у Шевченко Катерина ждала своего возлюбленного не долго, то в фильме ей пришлось прождать суженого несколько столетий.
Сюжет фильма
История Катерины (актриса Иванна Ильенко) и ее хаты начинается во время татарского нашествия, когда ее любимому Василю пришлось спасти ее от татар, которые хотели ее увезти с собой в Крым. Но не долго они жили счастливо, на их семью опять навалилась беда, татары убили их дочь и забрали в плен Василя в Бахчисарай.
Красота Катерины не давала спокойствия трем козакам, каждый из них видел Катерину своей женой.
И тут Катерина схитрила, она пообещала стать женой тому, кто привезет из плена ее «брата». Двое козаков погибли, но один из них все-таки нашел Василя и привез Катерине. Только на это ушло четыре столетия, за которые Катерине и ее хате пришлось пережить не только набеги татар, приход Мазепы, большевизм, Голодомор, Вторую мировую войну, Чернобыль и наши дни.
Этот рассказ, как притча, пролетает сквозь историю Украины, воспроизводит ее драматические и героические эпизоды.
Каждая трагедия разрушает хату Катерины.
Но она упорно, как и многие поколения украинцев, снова и снова поднимает ее из руин. Если бы не толока, Катерине не было где встретить своего любимого. Благодаря толоке, каждый дом находится не на обочине, а всегда в центре общины.
У Шевченко Катерину, после того как ей привели любимого, убил Иван Ярошенко, тогда как у Ильенко она, после того как увидела Василя сразу же постарела, силы за 350 или 400 лет ожидания покинули ее.
Символизм толоки
Фильм «Толока» пронизан символизмом, который соединяет разные периоды истории Украины. Без него фильм стал бы набором разных не связанных между собой сюжетов. Количество детей, которых воспитывала Катерина, полевая молния, зеркало и Мазепа, ветка акации, Тристан и Изольда, ворона с веткой лозы в клюве, и фразы, указывающие на то, что пора разорвать порочный круг украинской терпимости.
Еще одним связующим звеном в фильме стала авторская версия украинской народной песни «Чорні очка, як терен», которую режиссер назвал «Украинской народной Камасутрой». Он звучит тогда, когда, кажется, что уже все потеряно, и в конце фильма его исполняют известные музыканты, актеры, волонтеры.
Саунд-продюсером трека является Сергей Фоменко («Фома»).
Фильм «Толока» вызывает разные эмоции, в первую очередь гордость за свой народ, с другой стороны заставляет задуматься, не пора ли вырваться из порочного круга терпения. А финальная песня «Чорні очка, як терен» дарит нам надежду и уверенность, что это произошло, и больше никакие «соседи» не разрушат нашу хату.
Настя Иванцова