25 сентября 2023 года Анатолию Соловьяненко исполнился бы 91 год. Его называли «украинским соловьем» и одним из лучших теноров в мире. Он выступал на сценах «Метрополитен-опера» и «Ла Скала». Ему сулили огромные гонорары и предлагали покинуть Украину, но певец предпочел остаться на Родине.
Для журналистов уже стало доброй традицией отмечать день рождение великого оперного певца в музее Соловьяненко, который находится в пгт Козин.
Именно в Козине Анатолий Соловьяненко всегда отдыхал, готовился к своим выступлениям. Здесь он, к сожалению, безвременно покинул этот мир 29 июля 1999 г.
Похоронили его на местном кладбище под украинские народные песни «Дивлюсь я на небо» та «Чорні очі».
В музее нас встретила вдова певца, Светлана Дмитриевна и лично провела экскурсию.
Впрочем, это был скорее разговор по душам и теплые воспоминания о жизни и творчестве Анатолия Борисовича.
Да и сам музей лишен официальности, чувствуется, что экспозиция собрана с любовью. Сейчас она состоит из более чем тысячи экспонатов, большинство из которых передала в музей Светлана Дмитриевна. Много труда вложили в музей биограф Алла Терещенко и директор музея Евгений Олейник.
Когда поднимаешься по лестнице на второй этаж, первое, что видишь – портрет Анатолия Соловьяненко в полный рост. И слышишь песни в его исполнении, что сразу создает лирическую атмосферу.
Тут же пианино, на котором играл певец, афиши, семейные фотографии… В них — жизнь певца, начиная с детских лет до профессионального взлета.
Отдельный уголок музея посвящен учителю Соловьяненко — Александру Коробейченко, премьеру Донецкого театра оперы и балета. В 1952 году он заметил талант Анатолия и пригласил его профессионально изучать итальянскую технику bel canto. И в течение десяти лет давал ему уроки.
Сам Коробейченко был очень одаренным, прекрасно разбирался в искусстве и литературе, писал картины, своими руками создавал роскошные костюмы.
В некоторых из них Анатолий Борисович выступал много лет. Кстати, один из них хранится в музее.
Это как упоминание о триумфальном дебюте певца в Киевской опере в спектакле «Риголетто» Дж. Верди, в партии Герцога, ставшей одной из вершин в его вокальном наследии.
В экспозиции мы видим личные вещи Анатолия Борисовича, документы, фотографии из спектаклей и фото из семейного архива, с коллегами из Национальной оперы и из разных стран мира, пластинки, картины…
В отдельном шкафу отведено место для писем, которые мешками получал певец. Часто отправители писали просто «Киев, Анатолию Соловьяненко». И корреспонденция доходила. Светлана Дмитриевна достает из шкафа кипу писем и открыток, которые прислали поклонники таланта певца и рассказывает:
— Когда к нам в музей приходят дети, то с удивлением смотрят на это и говорят: «Как? И это все от руки написано?» И начинают с интересом читать эти письма, как что-то невероятное в наше время.
В последние годы жизни Анатолий Борисович страдал из-за разлуки с родным оперным театром, в котором выступал в течение 30 лет. К сожалению, его всегда окружали завистники, из-за чего он был вынужден уйти на пенсию в самом расцветет творческих сил.
Но за пределами Украины певец оставался очень востребованным, ездил на гастроли в разные страны, и ему не раз предлагали остаться там.
Светлана Дмитриевна вспоминает об этом периоде:
— Лично мэр Москвы Лужков приглашал нас переехать в столицу, предлагал прекрасные условия, любую квартиру. Но Анатолий Борисович не согласился.
Мы могли жить и в Италии. Когда поехали туда, Анатолий получил разрешение на работу и даже вступил в профсоюз певцов Италии.
Прожили там три месяца. За это время прошли с аншлагом его концерты по всей стране. Мы уже начали присматривать себе жилье, так как понимали, что в Украине не будет возможности работать. Но потом Анатолий сказал: «Я очень люблю Италию, но больше здесь не выдержу. Хочу домой. И мы вернулись».
На заметку
Добраться можно от станции м. «Видубичи» автобусом №43, маршрутками № 311, №313, №314 до остановки ул. Анатолия Соловьяненко.
График работы: 9:00 до 17:00 без выходных
Светлана Борисова. Фото Александра Злуницына