воспитание

Как влияет реклама на детей

Юные телезрители обожают смотреть веселые рекламные ролики. Как влияет реклама на детей и что с этим делать?

 Рассчитанную на детей рекламу сладостей, фастфуда, игрушек, видеоигр крутят по детским каналам, размещают в Интернете, лепят на игрушечные коробки, обложки книг и тетрадей, на бигборды в парках развлечений. Самая благодарная аудитория — малыши. Двух-трехлетки воспринимают ролики просто как веселые истории — и заучивают рекламные слоганы наизусть, как стихи. Поэтому их вообще лучше не подпускать к телевизору, кроме как смотреть мультики.

Чем реклама опасна?

  1. Искажает систему ценностей. Поскольку малыши воспринимают информацию без критической переработки, они верят, что все эти прекрасные вещи — на самом деле то, без чего нельзя жить. Вырастая, они будут идентифицировать себя с определенными брендами, оценивать свою значимость исходя из того, чем владеют, а не из того, какой личностью являются.
  2. Формирует неправильные стандарты поведения. В некоторых роликах дети потихоньку от старших тащат из буфета сладости, потому что не в силах удержаться: ведь эта шоколадка такая вкусная! А зрители считывают подтекст: если нельзя, но очень хочется, то можно, и ничего тебе за это не будет.

    толстый мальчик смотрит телевизор
    После просмотра рекламы количество съеденных чипсов, и прочих вредностей увеличивается в разы. Фото: healthfore.com
  3. Влияет на детское меню. Группе британских детей от 9 до 11 лет в течение некоторого времени показывали обычные передачи с рекламными вставками, посвященными еде. После этого количество съеденных чипсов, леденцов и прочих вредностей увеличилось в среднем на 134 %!
  4. Вырабатывает вредные привычки. Подростки падки на рекламу пива, слабоалкогольных коктейлей и сигарет.
  5. Портит родителей и их отношения с детьми. Все родители хотят быть хорошими. А реклама объясняет, как это сделать: покупайте такие-то подгузники, питание, игрушки, одежду, водите в такой-то детский сад… Под влиянием рекламы мама с папой заменяют отношения со своим чадом набором материальных благ. Тогда как главное — это все-таки внимание и время, проведенное с малышами.

 

мама ругает дочь
Реклама портит отношения родителей и детей. Фото: talgroupinc.files.wordpress

Что хорошего?

Кое-чему полезному реклама все же учит: например, чистить зубы, мыть руки перед едой и прочим скучным вещам. Родители не уговорят, а веселый герой рекламного мультика убедит собственным примером.

Родители могут сказать: «Посмотри, и правда, человек становится красивее, когда улыбается!» (по поводу рекламы жевательной резинки). Или: «Чтобы так здорово прыгать и бегать, надо делать по утрам зарядку!» (по поводу рекламы энергетического напитка или батончика). Главное условие — чтобы они были рядом, а не болтали по телефону или сидели за компьютером, пока чадо смотрит мультики.

дети чистят зубы
Кое-чему полезному реклама все же учит: например, чистить зубы и мыть руки перед едой. Фото:preciouspearlsdentalcare

А что закон?

В законе Украины «О рекламе» прямо запрещается «создавать у детей впечатление, что владение рекламируемой продукцией дает им преимущество перед другими детьми». Также реклама «не должна указывать на возможность приобретения рекламируемого товара, рассчитанного преимущественно на детей, каждой семьей без учета возможностей ее бюджета», содержать «призывы к детям приобрести продукцию или обратиться к третьим лицам с просьбой сделать покупку».

Маленькие хитрости

На деле рекламисты все правила и законы ловко обходят: используют не прямые утверждения, а намеки, психологическую манипуляцию, иногда и откровенную ложь. Например, на Западе давно отработан следующий ход. Перед Рождеством рекламируется какая-то суперновая прекрасная игрушка. Дети выдавливают из родителей обещание купить ее под елочку. Но к празднику в магазины поставляется лишь ограниченная партия, которую сразу расхватывают. Родителям, которые не успели, приходится покупать что-то равноценное, похожее, предыдущую модель. А после праздника, в глухое для продаж время, новую игрушку опять начинают рекламировать и теперь уже сообщают, что завезли ее в нужных количествах. Дети ноют: «Вы же обещали!». И предкам ничего не остается делать, как снова идти в магазин.

Вопрос-ответ

Часто мой сын, насмотревшись рекламы, выпрашивает еду, игрушки или вещи. Что делать?

Мария К., Киев

 Если он просто капризничает, отвлеките его внимание или твердо скажите: нет, мы не будем этого покупать. Это вредно (дорого, не нужно, дома уже такое есть).

мальчик плачет в магазине
— Хочу конфетку! Купите! Фото: http://cdn.skim.gs

Но есть один нюанс. Некоторые вещи (игрушки для маленького или одежда, какой-то гаджет для подростка) могут быть действительно очень важны, потому что позволят ребенку чувствовать себя уверенно в окружении других детей. У всех есть, а у него нет, и он становится изгоем.

Сиюминутный каприз отличается от насущной потребности тем, что о потребности ребенок не забудет ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц. Если так, не отказывайте. Можно объяснить, что сейчас в бюджете денег на покупку нет, но через пару недель будут — так ребенок приучится к мысли, что для обладаниями теми прекрасными вещами, которые он видел по телевизору, нужно работать.

Ольга Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *